ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ имеет цель — подготовить детей для жизни в условиях общества, всесторонне развить их физические и умственные способности, нравственные качества и эстетический вкус, необходимые будущему труженику и гражданину.
Существенную помощь родителям в воспитании детей оказывают вначале врачи детских консультации, а затем воспитатели дошкольных учреждений и педагоги школы.
Родителям необходимо внимательно прислушиваться к их советам, приобретать знания об особенностях развития ребёнка и средствах воспитания, читать педагогическую литературу, участвовать в конференциях родителей по обмену опытом семейного воспитания, посещать лекции и т. д.
Однако педагогические советы лишь тогда окажут пользу, если в семье будут созданы условия, благоприятные для воспитания детей.
Педагогика различает объективные и субъективные условия воспитания.
К первым относятся домашняя обстановка, определённый внутренний распорядок жизни, так называемый семейный уклад.
Большое воспитательное значение имеет установившийся в семье режим — чередование труда и отдыха, учебных занятий, игр и культурных развлечений. За редкими исключениями от установившегося режима не должно быть отступлений.
С особой тщательностью необходимо следить за гигиеническим содержанием жилища, мебели, посуды, одежды, обуви и различных бытовых предметов. Это способствует выработке у детей аккуратности и чистоплотности, приучает их к дисциплинированности.
К субъективным условиям воспитания относится прежде всего влияние окружающих ребёнка людей (родителей, педагогов, товарищей, соседей по квартире, по дому).
Огромное значение в воспитательном воздействии на ребёнка имеет авторитет родителей и педагогов.
В раннем возрасте для ребёнка авторитетно любое мнение и указание взрослого. По мере роста и умственного развития, приобретения опыта ребёнок начинает критически относиться к окружающим его людям. Для него особый авторитет имеют трудолюбивые, честные, принципиальные люди, заслужившие общественное признание.
Особенно важна согласованность воспитательных воздействий на ребёнка. Нет ничего вреднее для детей, когда они получают различные указания от родителей: мать разрешает, отец запрещает, дедушка наказывает, а бабушка защищает и т. д. И в мелких делах, и в более серьёзных действия родителей и других членов семьи, воспитывающих ребёнка, должны быть едины.
С самого начала жизни ребёнка необходимо заботиться о регулярности его питания: соблюдать определённые промежутки между едой, следить за тем, чтобы пища была калорийной (см. статью Питание детское).
Родителям часто кажется, что ребёнок мало съел, и они стараются накормить его выше потребности, что очень вредно для здоровья ребёнка.
Соблюдение чистоты при приготовлении пищи, особенно из овощей и фруктов, и мытьё рук перед едой имеют большое значение для предохранения ребёнка от разных кишечных и других заболеваний, от заражения глистами (см. Глисты). Гигиена питания должна стать привычной и соблюдаться всегда как безусловное требование.
Потребность детей в питании в периоды усиленного роста резко возрастает. В этих случаях следует увеличить обычную норму питания и даже оставлять всегда «голодному» подростку на ночь булочку или стакан молока.
Большое значение для здоровья ребёнка и его умственной работоспособности имеет сон (см. Сон), исключительно важную роль играет он и в процессах восстановления здоровья после перенесённого заболевания. Вот почему так важно при первых признаках заболевания ребёнка, ещё до консультации с врачом, обеспечить ему условия для нормального сна.
При всяких проявлениях повышенной раздражительности ребёнка, капризах необходимо увеличить продолжительность его сна, ибо нарушение сна часто является причиной ненормального поведения ребёнка.
Родители обязаны постоянно следить за физическим состоянием ребёнка, так как этим они создают условия для его нормального умственного развития.
Гимнастические упражнения вначале в виде пассивной, а затем активной гимнастики должны стать правилом для ребёнка (см. статью Зарядка). Не меньшее значение имеет закаливание организма (см.). Уже старших дошкольников можно приучать к доступным их возрасту видам спорта, а школьников - к туризму.
В процессе воспитания необходимо учитывать возрастные особенности физического и умственного развития ребёнка, однако следует предвидеть и то, что ребёнок будет способен понимать, чувствовать, делать в ближайшем будущем, и стараться развивать его физические н умственные способности в этом направлении.
Таким образом, задача воспитания заключается в том, чтобы всемерно способствовать процессу естественного развития ребёнка.
Литература:
Макаренко А., Книга для родителей. Лекции о воспитании детей. Выступления по вопросам семейного воспитания, Сочинения, т. 4;
Лебедева В. А. и Митюшкина Л. П., Первый раз в первый класс;
Печерникова И. А., Подростки. Педагогическая повесть; её же, Воспитание послушания и трудолюбия у детей в семье;
Маркова Т. А., Приучайте маленьких детей к домашнему труду;
Строева А. С, Дети, кино и телевидение;
Наумов Б. И., Поощрение и наказание в семье;
Житомирова Н. Н., Детское чтение в семье;
Эстетическое воспитание в семье. Сборник статей;
Школа, семья и общественность;
Резников А. и Крестинский А., О трудных детях;
Асатурова К., Письма родителям;
Пинт А., Это вам, родители;
Краевский Б., Школа - двор - квартира;
Григорян Л., Дети и родители;
Перуанская В., Дети вырастают незаметно;
Овчинникова И. и Сивашинский И., Как помочь детям учиться;
Макарова Н., Высокая должность - отец!;
Левшин Л., Дайте педагогический совет;
Верб Л. Я., Особенности воспитания детей и подростков в переходном возрасте;
В семье растут дети. (Сборник статей);
Первый ребенок в семье
Яковлев В. Г., Физическое воспитание детей в семье;
Поговорим о наших детях. Сборник бесед, рассказов и очерков;
Семейное воспитание. Словарь для родителей;
Аллахвердова Н.Г., Соловейчик С. Л., Трудный возраст;
Корчак Я., Как любить детей, перевод с польского;
Коссаковская Е. А., Ребенку купили игрушку;
Лучич М., Прогулка с детьми в природу;
Островная Л. Ф., Если ребенок капризничает; её же, Надо ли наказывать детей;
От ноля до семи. Сборник статей.
Родительский клуб >>>
«12 шагов в будущее». По просьбам молодых мам и пап, а также тех, кто только готовится стать родителями, в течение всего года мы постараемся провести их через нелегкие и ответственные первые 12 месяцев жизни ребенка. Чему-то научим, от чего-то предостережем. Ведет рубрику врач-педиатр, кандидат медицинских наук Валентина Ивановна ШИЛЕНКИНА.
"Мамины «почему?»" >>>
По вашей просьбе, дорогие читательницы, мы вводим новую рубрику "Мамины «почему?»", где на вопросы, связанные с воспитанием самых маленьких, будут отвечать опытные специалисты. Будем печатать также советы мам и пап, почерпнутые из копилки их семейного опыта.