Содержание сайта требует финансовых затрат.
Поддержите, пожалуйста, сайт! Карта Сбербанка: 5336 6901 4156 8677
ПИТАНИЕ
ПИТАНИЕ ДЕТСКОЕ
Детский организм нуждается в тех же пищевых веществах, что и организм взрослого человека, т. е. в белках, жирах, углеводах, минеральных солях, витаминах и воде.
Растущий организм особенно чувствителен ко всей нарушениям питания, поэтому очень важно правильно организовать питание ребёнка с первых месяцев его жизни. Недостаточное питание задерживает рост и развитие ребёнка, понижает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.
На здоровье ребёнка вредно отражаются также перекармливание, однообразная пища; при избыточном питании у ребёнка нарушаются процессы обмена веществ, ухудшается аппетит, иногда появляется рвота, расстраивается пищеварение.
Однообразная пища может вызвать не только потерю аппетита, но и отвращение к еде. Так, например, при однообразном питании, богатом углеводами, происходит излишняя задержка воды в организме; дети становятся бледными, рыхлыми, вялыми, они часто болеют, причём заболевания у ни обычно протекают тяжело и нередко сопровождаются осложнениями.
Необходимо приучать ребёнка к разнообразной по химическому составу и набору продуктов пище, она лучше усваивается, что создаёт благоприятные условия для правильного развития детского организма.
Физиологическая норма детского питания (в сутки, в г)
Наименование питательных веществ | Возраст (в годах) | |||
---|---|---|---|---|
от 3 до 7 | от 7 до 11 | от 11 до 15 | от 15 до 18 | |
Белки |
68 |
78 |
98 |
119 |
в том числе животные |
48 |
50 |
56 |
72 |
Жиры |
65 |
81 |
86 |
99 |
в том числе животные |
61 |
72 |
75 |
84 |
Углеводы |
241 |
297 |
424 |
471 |
Для ребёнка грудного возраста (см. "Питание ребенка в возрасте до 1 года" и статью Грудной ребёнок) основной пищей является материнское молоко, оно полностью удовлетворяет потребность организма до 5-6 месяцев жизни.
С 5-6-месячного возраста для правильного развития ребёнку, кроме материнского молока, требуется и другая пища — сначала манная каша, затем овощное пюре, фруктовые или ягодные кисели овощные супы, творог, желток куриного яйца, мясное пюре, молоко, кефир, сухари, хлеб и т. п.
К новому блюду детей следует приучать постепенно. На втором году жизни ребёнка жидкие и полужидкие блюда заменяются более плотными, требующими участия жевательного аппарата.
Для питания детей любого возраста необходимо молоко (см.). Оно содержит полноценные белки и жиры, легко усвояемые углеводы, соли кальция и фосфора, а также витамины А, С и группы В. Не следует давать молоко детям в неограниченном количестве.
Ребёнок старше года должен получать ежедневно не более 0,6-0,75 л молока, причём его можно употреблять не только для приготовления пищи (каши, супа, овощных пюре и т. д.), но и давать детям в натуральном виде (обязательно кипячёное) или в виде кефира, простокваша (приготовленной из кипячёного молока).
Дети старше года 5-6 раз в неделю могут получать мясные или рыбные блюда. Наиболее подходящим мясом для детей являются нежирные сорта говядины, телятины, а также мясо кур, кролика.
Полезны детям и яйца, которые содержат полноценные белки и жиры, соли кальция, фосфора и железа, витамины А, С и группы В.
Детям младшего возраста следует давать одно яйцо через день, детям школьного возраста — одно яйцо в день. Избыточное уподобление яиц вредно; у некоторых детей появляетсяся сыпь, вызывающая зуд, повышается возбудимость нервной системы.
Яйца можно давать детям не только «всмятку» или в виде яичницы и омлета, но также добавлять в каши, овощные пюре, супы «другие блюда.
Из жиров наиболее полезно сливочное масло. Детям старше 1½ - 2 лет можно добавлять в пищу в небольшом количестве топлёное и желательно растительное масло.
В рационе ребёнка старше лет должны также держаться различные сорта хлеба (пшеничный, ржаной), разнообразные крупы, овощи, фрукты в ягоды. Часть овощей нужно давать в сыром виде (морковь, репу и др.).
Для улучшения питания детей, особенно в зимний и весенний периоды, когда мало свежих фруктов и овощей, можно использовать замороженные овощи и фрукты, фруктово-ягодные и овощные соки, консервированные овощи и фрукты, а также витаминизированные пищевые продукты.
Пищевая промышленность выпускает овощные и фруктово-ягодные консервы в специально детском ассортименте, а также различные питательные смеси.
Нужно заботиться о том, чтобы продукты не теряли своих ценных пищевых качеств, так, например, не следует кипятить молоко несколько раз, так как при повторном или длительном кипячении разрушаются содержащиеся в нём витамины, белки шока хуже усваиваются.
В зимнее время ребёнку, по указанию врача, нужно давать препараты, содержащие витамин D или рыбий жир.
Для лучшего усвоения пищи необходимо точно соблюдать режим питания, особенно это важно для школьников.
Дети старше года и подростки должны получать пищу 4 раза в день (завтрак, обед, полдник и ужин). Слабые дети и дети с пониженным аппетитом, которые не могут полностью съесть полагающуюся им порцию, могут, по предписанию врача, принимать пищу чаще, но в меньших количествах.
Распределение суточного рациона по калорийности пищи должно быть, примерно, следующим.
При четырёхразовом питании: завтрак — 25% суточного количества калорий, обед — 40%, полдник — 15%, ужин — 20%.
При пятиразовом питании: завтрак — 20% суточного количества калорий, второй завтрак — 15%, обед — 35%, полдник — 10% , ужин — 20%.
Завтрак обязательно должен состоять из одного горячего блюда и молока, кофе с молоком или чая с молоком и хлеба с маслом (или хлеба с маслом и сыром). Обед может быть из 2 или 3 блюд и овощной закуски (салат, винегрет, редис и т. д.).
Мясные и рыбные блюда рекомендуется давать детям на завтрак или обед.
Ужин должен состоять из молочных, овощных или крупяных блюд. Последний раз ребёнок должен получать пищу за 1 - 1½ часа до сна. Если (в крайнем случае) ребёнок ест незадолго до сна, то ужин должен быть лёгким и не обременять его желудок. В промежутках между приёмами пищи детям не следует давать никакой еды, сладостей и фруктов.
Беспорядочное питание, нарушение режима дня плохо отражаются на аппетите и пищеварении ребёнка. Частое нарушение режима питания может привести к возникновению желудочно-кишечных заболеваний.
Во время еды необходимо соблюдать тишину. Всякое волнение, возбуждение, насильное кормление ребёнка, отвлечение его внимания от еды чтением, разговорами, игрушками вредно отражаются на пищеварении.
Трудности в кормлении маленьких детей не возникают, если родители с первых дней жизни ребёнка правильно его кормят и воспитывают, строго соблюдая режим дня, и проявляют большую настойчивость и выдержку, не переходя от неумеренной ласки к угрозам и наказаниям.
Необходимо прививать детям гигиенические навыки: перед каждой едой мыть руки, есть опрятно, без торопливости, правильно пользоваться столовым прибором. Прежде всего надо научить пользоваться ложкой.
К 3 годам можно дать вилку, которая должна быть маленькой и не очень острой. Приучив есть вилкой, ребёнку дают нож; при этом надо следить, чтобы ребёнок не ел с ножа.
С раннего возраста ребёнка следует приучать к порядку и аккуратности; после еды положить вилку, нож, ложку на свою тарелку, поставить чашку на блюдце и т. д. Ребёнок за общим столом должен иметь своё определённое место.
Если ребёнок посещает ясли, детский сад или какое-либо другое учреждение, где получает питание 2-3 раза в день, то домашнее питание его должно быть дополнительным. Если ребёнок в яслях или детском саду питается 4 раза в день, то дома кормить ребёнка не следует.
Питание > > >
Режим питания. Объём и температура пищи > > >
Родительский клуб >>>
«12 шагов в будущее». По просьбам молодых мам и пап, а также тех, кто только готовится стать родителями, в течение всего года мы постараемся провести их через нелегкие и ответственные первые 12 месяцев жизни ребенка. Чему-то научим, от чего-то предостережем. Ведет рубрику врач-педиатр, кандидат медицинских наук Валентина Ивановна ШИЛЕНКИНА.
"Мамины «почему?»" >>>
По вашей просьбе, дорогие читательницы, мы вводим новую рубрику "Мамины «почему?»", где на вопросы, связанные с воспитанием самых маленьких, будут отвечать опытные специалисты. Будем печатать также советы мам и пап, почерпнутые из копилки их семейного опыта.